Хочется побродить по улочкам средневековых городов среди зданий, сохранившихся со времен мавританского владычества.
Хочу увидеть Собор Святого Семейства в Барселоне.
Касарес
Пенискола, Валенсия
Площадь Испании, Севилья
Река Гвадалквивир, Кордова
Толедо
Алькасар
В
1882 году городские власти Барселоны начали строительство церкви,
посвящённой Святому Семейству - Саграда Фамилия. Первоначальный проект
храма принадлежит архитектору Франческо дель Вильяру. Дель Вильяр
задумал возвести церковь в неоготическом стиле, но успел построить
только крипту под апсидой. В 1891 году главным архитектором
строительства стал Антонио Гауди. Строительство Саграда Фамилия
продолжалось все последующие годы жизни Гауди. На вопросы о необычно
долгой длительности работ он отвечал: «Мой клиент не торопится». С
самого начала Гауди решил не следовать путём обычной архитектуры
неоготического стиля. Церковь должна была быть готической только по духу
и в основных формах, имея план в форме "латинского креста", но во всём
остальном архитектор намеревался использовать свой собственный язык
визуальных образов. По мере того, как строительство прогрессировало,
собор приобретал свой необычный для католического храма вид:
веретенообразные башни, по форме напоминающие песчаные замки, элементы
крыши, выполненные в стиле кубизма.
Следуя своему обычному методу, Гауди не
составлял предварительных планов работ. Он, скорее, набрасывал в общих
чертах основные формы строительства, а затем импровизировал конструкции и
детали по мере продвижения вперёд. Наблюдая за постройкой, Гауди
постоянно вмешивался в ход работ: ему приходили в голову неожиданные
мысли, и он стремился их воплотить, иногда даже останавливая работы и
ломая построенное... Так над домами Барселоны начало подниматься одно из
самых удивительных в мире сооружений, вызвавшее некоторое
замешательство у горожан: какая же это церковь? Это не то муравейник, не
то вырастающий из земли сталагмит, каменная сосулька! По замыслу Гауди
все три фасада Саграда Фамилия должны были иметь стилистически
одинаковое оформление и увенчиваться четырьмя высокими башнями
криволинейных очертаний. В результате над храмом возвышались бы
двенадцать башен, каждая из которых символизировала бы одного из
двенадцати апостолов. А каждый из трёх фасадов был посвящён одному из
трёх центральных сюжетов земной жизни Христа: "Рождество", "Страсти
Христовы" и "Воскресение". По замыслу Гауди, фасады должны были украшать
огромные панно и рельефы на соответствующие темы.
Несмотря на то, что Гауди строил храм на
протяжении тридцати пяти лет, ему удалось возвести и оформить только
Рождественский фасад, конструктивно являющийся восточной частью
трансепта, и четыре башни над ним. Западная часть трансепта и апсида,
составляющие большую часть этого величественного здания, до сих пор не
достроены. Более того - и сам Рождественский фасад был достроен только в
1950-е годы.
Гауди особенно трепетно относился к внутреннему убранству Храма Святого Семейства. Колонны, поддерживающие своды, символизировали апостолов и святых, которым посвящены приходские церкви всего мира. Необычна и форма колонн. В них Гауди использовал различные виды многоугольников, которые изменяются по мере движения ввысь. Колонны напоминают гигантские деревья, на кронах которых застыл небесный свод. "Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проёмы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звёзды", - писал Гауди.
Гауди особенно трепетно относился к внутреннему убранству Храма Святого Семейства. Колонны, поддерживающие своды, символизировали апостолов и святых, которым посвящены приходские церкви всего мира. Необычна и форма колонн. В них Гауди использовал различные виды многоугольников, которые изменяются по мере движения ввысь. Колонны напоминают гигантские деревья, на кронах которых застыл небесный свод. "Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проёмы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звёзды", - писал Гауди.
С 1914 года Гауди все силы отдавал только
строительству своего храма. Церковь стала его навязчивой идеей.
Углубляясь в себя, он становился всё более эксцентричным, свято верил в
своё мессианское предназначение, жил отшельником в своей мастерской,
расположенной на строительной площадке, и выходил только время от
времени "с шапкой в руке" для сбора средств на строительство церкви
(решением инициаторов основания храма - Ассоциации почитателей Св.Иосифа
- строительство должно было финансироваться только за счет
пожертвований прихожан, поэтому работы не раз приостанавливались из-за
нехватки средств). Однажды, в 1926 году, направляясь в близлежащую
церковь к вечерне, недалеко от строительной площадки Гауди был сбит
трамваем. Никто не узнал в старике, одетом в поношенную одежду и похожем
на бродягу, известного всей Барселоне архитектора. Он был отправлен в
госпиталь Святого Петра и Святого Креста - больницу для бедных. Через
два дня в возрасте 74 лет Антонио Гауди умер. Он похоронен в крипте
недостроенного им собора.
После
смерти Гауди в 1926 г работы над храмом продолжились под руководством
Доминика Суграньеса (кат. Domеnech Sugranyes). Но вскоре события
Гражданской Войны в Испании на несколько лет прервали строительство. Во
время войны каталонские анархисты разрушили модель собора и уничтожили
чертежи Гауди. Самому зданию также был нанесен ущерб. В 40-х годах
работы были возобновлены. В 80-х гг. по инициативе архитектора Jordi
Bonet i Armengol для расчета конструкций собора стали применять
компьютерные модели.
В середине 90-х гг. вокруг недостроенного собора
возникли споры о целесообразности продолжения работ. Группа
архитекторов и градостроителей, которую возглавил известный каталонский
архитектор Oriol Bohigas, призывала к полному их прекращению. Тем не
менее, проект был продолжен, финансируемый теперь консервативными
католическими организациями, частными лицами и из-за рубежа
(значительная часть средств поступает, например, из Японии).
Скорому
окончанию проекта также препятствует сложность изготовления каменных
блоков, формирующих эксцентричные формы собора. Согласно компьютерной
модели, каждый из них требует индивидуальной обработки и подгонки.
Предварительной датой завершения строительства указывается 2026 г -
столетие со дня смерти автора проекта Антонио Гауди.
В 2008 году
группа из более чем 400 деятелей культуры Испании (в том числе ведущие
архитекторы, режиссеры, галеристы) призвала остановить работы по
завершению строительства собора. По их мнению, творение великого
архитектора стало жертвой небрежной, неумелой реставрации в угоду
туристической индустрии.
Благодаря своему необычному внешнему
виду, недостроенный собор стал одной из главных достопримечательностей
Барселоны. По сведениям газеты El Periоdico de Catalunya, в 2006 г собор
посетило 2,26 миллиона человек, что ставит его в один ряд по
популярности с музеем Прадо и дворцом Альгамбра.
Комментариев нет:
Отправить комментарий