Бонсаи- в переводе с японского языка – «растение в горшке», "растущий на подносе". Бонсаи – искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре. Слово «бонсай» происходит от китайского «пэнь-цай».
Возникло искусство в 231 году до н. э. в Китае. Это искусство заключается в том, чтобы посредством одного или нескольких миниатюрных деревьев показать красоту природы. Человек, занимающийся выращиванием этих крошечных растений, должен быть одновременно художником, чтобы сначала мысленно создать желаемый образ, и хорошим садоводом, чтобы потом воплотить этот образ в живом растении.
Первые достоверные письменные источники, касающиеся возникновения стиля бонсаи, исходят из Китая и относятся к эпохе правления династии Тан (VIII—X вв.), где впервые в настенной живописи появляется изображение пеньцзай — растение, взятое из природы и затем пересаженного в горшок. Эти растения выращивались буддийскими монахами, вероятно, за несколько веков до нашей эры и впоследствии превратились в одно из занятий местной знати.
Бонсаи украшали японские дома и сады. В эру Токугава парковый дизайн получил новый толчок: выращивание азалий и клёнов стало времяпрепровождением богатых людей. Карликовое растениеводство (хати-но-ки — «дерево в горшке») тоже развивалось, но бонсаи того времени были очень большими.
Сейчас для бонсаи используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезкам и различным другим методам. При этом соотношения размеров корневой системы, ограниченной объёмом плошки, и наземной части бонсай соответствует пропорциям взрослого дерева в природе.
“Через малое видеть великое” — основной принцип, который вот уже более тысячи лет используют мастера бонсаи, умело на небольшом пространстве воспроизводящие бесконечное разнообразие природы.
Искусство бонсаи имеет многовековую историю, уходящую своими корнями в культуру Китая, Индии. Вместе с буддизмом в VI веке благодаря странствующим монахам оно попало в Японию, где нашло свое дальнейшее развитие.
Искусство бонсаи имеет многовековую историю, уходящую своими корнями в культуру Китая, Индии. Вместе с буддизмом в VI веке благодаря странствующим монахам оно попало в Японию, где нашло свое дальнейшее развитие.
В настоящее время увлечение выращиванием миниатюрных растений распространилось на все континенты. Во многих странах созданы многочисленные общества, клубы, где пропагандируется это удивительное искусство. Только в Японии насчитывается более 100 тысяч бонсаи, считающихся национальным достоянием страны.
Среди них есть “патриархи”, возраст которых достигает нескольких сот лет. Они как бы олицетворяют силу традиций в Японии, любовь японцев к красоте, их постоянное стремление осмыслить непрерывность изменений, происходящих в природе.
Японские мастера бонсаи разработали основные правила формирования дерева, отказавшись от малейших случайностей. Стили бонсаи просты, лаконичны, естественны, максимально приближены к природе, лишены какой-либо напыщенности и вычурности.
Несмотря на установленную японцами канонизацию стилей, каждый бонсаист в любой стране привносит в это искусство что-то свое. При этом он, как правило, использует растения местной флоры, придавая тем самым искусству бонсаи национальный колорит.
В культуре бонсаи широко используется более 400 видов растений . В зависимости от условий произрастания бонсаи условно можно подразделить на “умеренные”, требующие периода покоя в течение осенне-зимнего периода с температурой около 3—5° С, и “интерьерные”, к которым можно отнести тропические и субтропические растения.
На Востоке издревле использовались хвойные растения: различные виды сосен, криптомерия японская, можжевельники, туи, кипарисовики, ели, лиственницы и др. Они преобладают в коллекциях мастеров бонсаи и доживают до весьма значительного возраста. Хвойные достаточно жизнестойки и пластичны. Их используют при создании почти всех известных стилей бонсаи.
Листопадные растения трогательно выглядят весной с молодой зеленью листьев, графичны в осенне-зимний период. Это клен, липа, береза, рябина, дуб, бук, граб, ива, дзельква и др.
Красивоцветущие и плодовые растения — наиболее привлекательная и популярная группа: слива, вишня, персик, айва, гранат, дикие яблони, пираканта, кизил, хурма, цитрусовые (не имеющие крупных листьев и плодов), магнолия, мирт, камелия, азалия, гардения, глициния, акация, роза (миниатюрная) и так далее. Именно с ними легко добиться значительного эстетического эффекта.
Чрезвычайно важна группа травянистых растений: различные злаки, осоки, ситники, миниатюрные бамбуки, одуванчик, горечавка, горец, хвощ, аир, фиалки, примулы, орхидеи, луковичные и тому подобные. Они выполняют вспомогательную функцию, подчеркивая зрелость, мощь, красоту основного бонсаи, маркируют время года.
При выборе древесного растения необходимо обратить внимание на корневую систему. Желательно, чтобы среди многочисленных мочковатых корней были и мощные, структурные, которые в перспективе можно использовать для создания так называемого нэбари — системы выступающих и располагающихся на поверхности субстрата корней. При работе над различными стилями этот элемент считается очень важным.
Вегетативная сфера растения также должна отвечать определенным требованиям. Ствол и ветви — центральные и основные элементы дерева, которым в бонсаи придается очень большое значение, так как именно они создают необходимый образ. Ствол должен быть выразительным, со старой, шершавой корой, без повреждений — ведь они могут отрицательно повлиять на продолжительность жизни дерева.
Распределение ветвей на стволе — эдабари — должно быть последовательным, постепенно уменьшающимся снизу вверх. Не допускается пересечение ветвей, “эффект колеса” (несколько ветвей, растущих из одного места); слабые и маленькие веточки не понадобятся в дальнейшей работе, а их отсутствие позволит другим побегам лучше снабжаться питательными веществами.
Одно из основополагающих понятий в бонсаи — хасё — размеры листьев, их окраска, расположение в кроне дерева. Листья должны быть мелкими, густо расположенными в кроне, с красивой окраской.
Листопадные деревья лучше выбирать зимой, когда можно рассмотреть силуэт дерева, увидеть его достоинства и недостатки: соотношение и пропорции верхней и нижней частей дерева, наличие или отсутствие мха у основания дерева (отсутствие мха говорит о том, что дерево недавно пересаживалось и имеет слабые корни).
Растению, выбранному для работы, необходимо создать условия, близкие к природным!
Тропическим растениям (фикусы, драцены, кордилины, шефлеры, дизиготеки, мурайи, тропические бамбуки, гардении) в течение года нужна температура не ниже 18— 20 ° С и влажность 60—80%. Субтропическим растениям (цитрусовые, гранат, маслины, мирт, самшит, лавр, инжир, рододендроны, азалии, суккуленты, глицинии, казуарина, калистемоны) зимой требуется температура около 6— 10° С. Для растений сухих субтропических областей влажность воздуха не должна превышать 50%, полив умеренный. Растения субтропических районов нуждаются во влажности воздуха 60—80%.
Тропическим растениям (фикусы, драцены, кордилины, шефлеры, дизиготеки, мурайи, тропические бамбуки, гардении) в течение года нужна температура не ниже 18— 20 ° С и влажность 60—80%. Субтропическим растениям (цитрусовые, гранат, маслины, мирт, самшит, лавр, инжир, рододендроны, азалии, суккуленты, глицинии, казуарина, калистемоны) зимой требуется температура около 6— 10° С. Для растений сухих субтропических областей влажность воздуха не должна превышать 50%, полив умеренный. Растения субтропических районов нуждаются во влажности воздуха 60—80%.
Самое сложное — выращивание растений из областей с умеренным климатом: в течение 2—3 зимних месяцев необходимо держать растения при температуре 0—3° С. Если такой возможности нет, следует остановить свой выбор на более теплолюбивых растениях.
При размещении растений необходимо следить за тем, чтобы они не попадали под прямые солнечные лучи и не стояли на сквозняке.
Большое значение имеет количество света — ведь для различных видов растений оно неодинаково. Так, для интенсивной окраски листьев клена требуется рассеянный свет весной и осенью и прямое солнечное освещение в августе. Зимой почти все породы деревьев нуждаются в легком затенении.
Большое значение имеет количество света — ведь для различных видов растений оно неодинаково. Так, для интенсивной окраски листьев клена требуется рассеянный свет весной и осенью и прямое солнечное освещение в августе. Зимой почти все породы деревьев нуждаются в легком затенении.
Рекомендуем следующее (наиболее благоприятное) расположение растений на балконе:
- север — северо-запад: азалии, рододендроны, камелии, дубы, буки, грабы, каштаны, клены, вязы, дзельква, папоротники, мхи;
- север: те же растения, но с защитой от ветра в зимний период;
- северо-восток: азалии, рододендроны, камелии, плющи, пиерисы;
- восток: камелии, шиповник, ясени, цитрусовые, хурма, гинкго, березы, ивы;
- юго-восток: любые растения, кроме красивоцветущих, плодовых, хвойных;
- запад — юго-запад: любые растения (преимущественно плодовые и хвойные), кроме рододендронов,
- азалий, камелий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий