Многие места Праги окутаны тайнами, сказаниями и легендами. Самая интересная легенда повествует о Големе. Существо, согласно ей, создано из глины раввином Львом для того, чтобы охранять еврейский народ. Голем своим внешним обликом напоминает человека, и, если верить мифам, обитает прямо на чердаке Старой-Новой синагоги. Его образ неотделим от мистицизма атмосферы старой Праги. Исчерпывающую информацию обо всем этом, вы можете узнать, присоединившись к экскурсионному туру по еврейскому кварталу.
Все достопримечательности еврейского квартала можно осмотреть за день, но более детальное их изучение займет долгое время. Стоит обратить внимание на Старо-Новую синагогу, Пинкасову и Клаусову синагогу и Еврейское кладбище.
Староновая синагога (Staronová synagoga) и Еврейская ратуша (Židovská radnice). Когда затихает дневной шум, приходит в себя и город. Стремясь забыть все происшедшее с его жителями, он вспоминает свою собственную историю, которую рассказывает редким путникам.
Синагоги были центром религиозной жизни еврейской общины, местом, где решались вопросы, связанные с общественными интересами, а также центром образования и обучения.
Староновая синагога (Staronová synagoga) - это самая древняя сохранившаяся синагога в центральной Европе. Ее зубчатый кирпичный фронтон образует характерный силуэт. По внешнему виду это простая, вытянутая в плане постройка с высокой двускатной крышей, с трех сторон окруженная пристройками женских нефов. Синагога была построена в XIII веке в ранне готическом стиле.
Интерьер представляет собой двухнефный объем, перекрытый шестью парусами нервюрных сводов, опирающихся на два мощных столба. Здесь сохранилось первоначальное, по окружности стен, расположение сидений, обращенных к центру, где находится возвышение с пюпитром для торы. Староновая синагога всегда вызывала чувство благоговения. С ней также связано много легенд. Раввинами здесь были крупнейшие ученые пражской еврейской общины: раввин Лёв, Эзехиель Ландау и др.
Она служила, главным образом, для сотрудников пражской Еврейской общины и предназначалась для заседаний раввинского суда. На первом этаже здания находится магазин и касса Еврейского музея.
Современный вид Еврейской ратуши (Židovská radnice) является результатом перестройки в стиле рококо, произведенной в 1765 году. В ее аттике в том же году были помещены часы с древнееврейскими цифрами и обратным ходом. Эти часы являются излюбленной темой поэтов и писателей, а также магнитом для туристов.
Башня ратуши была построена благодаря особой привилегии, данной Фердинандом III евреям в 1648 году в благодарность за помощь жителям Старого Места во время осады Праги шведами.
Пинкасова синагога (Pinkasova synagoga) была построена в 1519-1535 гг. и должна была служить молельней для семьи Горжовских. Синагога преставляет собой однонефный объем, перекрытый позднеготическими сетчатыми сводами. В период между 1607-1625 годами синагога была расширена благодаря пристройке зала, бокового нефа и женской галереи.
Сейчас синагога является Памятником 77297 жертвам нацистского геноцида евреев в Чехии. Имена жертв, написанные на стене синагоги – предупреждение последующим поколениям. На 112 Галерее Пинкасовой синагоги выставлены рисунки детей, находившихся в Терезине в 1942-1944 гг.
Клаусова синагога (Klausová synagoga) находится в Праге около входа на Старое еврейское кладбище. Здание в стиле барокко, появилось в 1689-94 гг. на месте старой уничтоженной пожаром в 1689 г. синагоги в стиле Ренессанс.
Название синагоги «Клаусова» происходит от немецкого слова klaus, которое восходит к латинскому claustrum – «маленькое здание». Изначально здесь находились три меньших строения, строительство которых финансировал Мордехай Майзел, придворный еврей Рудольфа II и примас еврейского гетто, в 1573 году. Это были здания синагоги, школы (Ешивы) и похоронного братства Chevra Kadisha.
В 1883-1884 гг. Клаусова синагога была перестроена в духе неоренессанса. Сейчас она является составной частью комплекса Еврейского музея. В главном нефе и на Галерее расположена постоянная экспозиция «Еврейские традиции и привычки».
Майзелева синагога (чешский Maiselova synagoga) была построена в конце XVI века. Она являлась семейной молельной Мордехая Майзеля и его домочадцев. В те времена она была самой богатой и роскошно декорированной синагогой в городе. Основной доход Майзель получал благодаря ссудам, которые давал императору Рудольфу II. Он занимался финансированием ренессансной реконструкции еврейского гетто.
В 1689 году произошел пожар, в результате которого не только пострадало оригинальное здание синагоги, но и весь Еврейский квартал. На месте первоначальной синагоги было построено новое здание. Готический вид синагога получила в начале XX века.
При всех перестройках сохранилось трёхнефное устройство главного зала и двухъярусная женская галерея.
В настоящее время в синагоге хранится прекрасная коллекция еврейского серебра и других предметов культового назначения. В числе наиболее ценных экспонатов — короны и фиалы, которыми украшались свитки с текстом Торы. Здесь же можно увидеть таблички со стрелками, которые указывали на соответствующий текст.
Некоторые из хранящихся сокровищ были привезены в Прагу из других синагог Чехии.
Испанская синагога в европейских путеводителях и буклетах отмечена как самая красивая синагога Западной Европы. Величественная синагога размещена в самом сердце Еврейского квартала рядом со знаменитым Памятником Францу Кафке.
Она была построена в этом милом квартале Праги в 1868 году на месте ранее стоявшего тут еврейского молельного дома. «Старый Шуль», известный всем местным жителям, был самым старым модельным домом в городе. Синагога построена в мавританском стиле под кураторством Ульмана Войцека Игнаца. Её интерьер и прелестные витражные окна были созданы руками архитекторов Баума А. и Б. Мунцберга. Строительство было закончено только через 25 лет, в 1893 году.
Синагога спроектирована и построена по регулярному плану в виде квадрата. Купол по центру подчеркивает величие и возвышенность храма. Галереи, женская часть, размещаются с трех сторон на металлических каркасах, которые полностью покрывают неф. Внутренний декор необыкновенно гармоничен. Замечательные стены, двери, балюстрады галереи украшены невысокими штукатурными арабесками, стилизованными под испанский мотив.
При правлении коммунистов и нацистов Испанская синагога существенно пострадала, служба сокращалась, плачевное состояние стен и купола оставляли гнетущее впечатление. А вскоре ее вовсе закрыли на более чем 20 лет. Но во второй половине 20 века синагога пережила и добрые времена. После того как Еврейский музей взял под свою опеку здание и оформил собственность на него и на землю, Испанская синагога постепенно перешла из периода застоя и уныния в эпоху реставрации. Реставрация такого старого здания считалась шагом крайне амбициозным, но и жизненно необходимым для просвещения города.
Открытие обновленной Испанской синагоги состоялось в памятную юбилейную дату, когда храм праздновал 130 лет. На данный момент здание состоит в архитектурном ансамбле с Еврейским музеем, в котором расположена часть исторической выставки. Вторая часть выставки, которая не поместилась в Майзеловой синагоге, повествует про историю евреев в Чехии и Моравии с начала эмансипации и до наших годов.
Выставка описывает историю чешской общины в эпоху просвещения, в периоды главенствования Австро-венгерской империи, во времена первой Чешской республики с 1918 по 1938 года, с 1938 по 1945 года под протекторатором, жизнь в послевоенные десятилетия.
Юбилейная или Иерусалимская синагога (Jubilejní synagoga, Jeruzalémská) – самый большой и самый современный из всех еврейских храмов чешской столицы. Многие считают её самой красивой в Праге.
Открылась синагога в сентябре 1906 года – во время празднования Симхат Тора. Вначале её назвали Юбилейной, так как построили и открыли в юбилейный год. В 1906 году отмечали пятидесятилетие правления Франца Иосифа I – императора Австрийской империи. Через несколько лет название синагоги изменили. С 1918 года Чехия получила независимость от Австрийской империи, и связывать храм с именем императора стало уже неуместно. Синагогу переименовали в Иерусалимскую – по названию улицы, на которой она была построена.
Проект культового еврейского здания принадлежал архитектору Вильгельму Штяссны, который уже имел опыт создания синагог. Воплотил проект в жизнь другой архитектор – Алоис Рихтер. По замыслу автора здание синагоги должно было доминировать над Иерусалимской улицей, стать самой величественной и высокой постройкой квартала. Существующие строения были уже достаточно высоки, и Штяссны решил реализовать свой замысел по-другому. Он постарался придать максимальную яркость и невероятную роскошь фасаду строения.
Синагога стоит на узкой улице среди обычных жилых домов. Здание издали выглядит приметным и ярким; вблизи его великолепный фасад потрясает. Внешний облик синагоги можно отнести к пражскому сецессиону с элементами псевдо-мавританского стиля. Фасад украшен богатым орнаментом в синих и золотистых тонах, многочисленными шестиконечными и малыми звёздами. Над главным порталом прорезано большое витражное окно-розетка в мусульманском стиле, со звездой Давида. Вход в синагогу оформлен большим арочным проёмом, который сверху увенчан цитатой из Псалма на чешском языке и иврите: "Вот врата Господа; праведные войдут в них".
Входной портал ограждён массивными мраморными колоннами с золочёными капителями. По двум сторонам от входа расположены две изящные башни, а фронтон фасада завершает мраморное изображение скрижалей с Десятью заповедями. Среднюю арку входного портала окаймляет сих из Библии: "Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?"
Интерьер синагоги нельзя назвать традиционным для большинства еврейских храмов. Он значительно отличается от внутренней планировки других ортодоксальных синагог. Синагогальный ковчег (арон кодеш) для хранения свитка Торы, украшенный символической виноградной лозой и изображением скрижалей, сдвинут к восточной стене. Освещение храма также спланировано не в полном соответствии с иудейскими канонами. Традиционно молитва в синагоге должны начинаться с первыми лучами солнца, заглянувшими в восточное окно. На улице Иерусалимской – плотная застройка, и солнца с востока не видно. Архитектору пришлось сделать витражные окна на потолке. Через них в галерею и главный неф попадало солнце с восточной стороны.
Эти окна и сейчас наполняют помещение разноцветными мерцающими лучами. На некоторых витражах сделаны памятные надписи на чешском и немецком языках – в честь семейств, жертвовавших на храм. Большой орган помещён в западной стороне большого зала, в роскошно декорированной нише.
Внутреннее убранство необыкновенно красиво. Стены покрыты богатой и очень сложной росписью. Создатели синагоги выбрали самые яркие цвета, использовали сложнейшие орнаменты и узоры. В декоре стен доминируют терракотовые и голубые тона, золотые краски. Убранство дополняют роскошные кованые люстры.
В зале синагоги 850 мест. Пространство делится на части двумя рядами аркад. Женская молельная зона находится на балконе – туда ведёт отдельный боковой вход с лестницей. Два входа – мужской и женский, расположены и на главном фасаде.
Иерусалимская синагога является памятником архитектуры. 90-е годы прошлого века были ознаменованы большой её реконструкцией. Были обновлены интерьеры, восстановлены витражные окна. Тогда под толстым слоем старой штукатурки и декоративных росписей был обнаружен уникальный орнамент площадью около 25 м², выполненный в стиле венский модерн. Подобного узора не существовало никогда в синагогах мира. После реконструкции синагоги, в 1996 году, снова проводилось торжественное открытие.
И ещё... снимки из разных синагог
[URL=http://iloveprg.ru/ispanskaya-sinagoga/].[/URL]
Серия сообщений "Прага":
Часть 1 - Божественная красавица Прага. Часть 1.
Часть 2 - Божественная красавица Прага. Часть 2.
...
Часть 6 - Божественная красавица Прага. Часть 6.
Часть 7 - Божественная красавица Прага. Часть 7.
Комментариев нет:
Отправить комментарий