Часть 3
Прага — один из красивейших городов Европы, каждое здание в котором представляет собой произведение архитектурного искусства. В числе основных достопримечательностей Праги 18 великолепных каменных и стальных мостов, соединяющих берега Влтавы. Один из красивейших — Карлов Мост, произведение средневекового зодчества. Шедевром европейской готической архитектуры является собор Святого Вита, строительство которого велось почти 600 лет. Город изобилует множеством красивейших фонтанов. Пять центральных исторических районов Праги в 1993 году были включены в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО как архитектурно-исторический заповедник.
Староместская, или же Старогородская площадь (Staroměstské náměstí) располагается в историческом центре Праги. Окружают ее городские дома, фасады которых выполнены в различных архитектурных стилях. Можно встретить и готику, и барокко, и рококо, и ренессанс.
Староместская площадь, как была, так и остается одним из самых оживленных мест. Площадь пользуется огромной популярностью, как у гостей города, так и у местных жителей. Площадь включает в себя огромное множество музеев и выставочных залов, магазинов, ресторанов и пабов, развлекательных комплексов. Образовалась она еще в одиннадцатом веке, в результате пересечения нескольких дальних торговых путей, и выглядела как рынок. В те времена Староместская площадь гремела на всю Европу.
Самые главные достопримечательности здесь: башенные астрономические часы и Тынский Храм Девы Марии. Часы установлены в 1410 году. Сама же башня – это часть городской ратуши, основанной в 1338 году. Самой любимой достопримечательностью для гостей являются часы. В их верхней части ежечасно с девяти утра до девяти вечера появляются двенадцать апостолов.
Староместская ратуша
Башня, часовня, выполненная в готическом стиле, и исторические комнаты ратуши открыты для посетителей.
Городской статус Старый Город получил где-то между 1232 и 1234 годами.
Но официального согласия на постройку символа городской власти и главного места собрания горожан — Городской ратуши – коренные жители Старого Города ждали больше 100 лет.
Для городской резиденции мужей города дом был выкуплен у купца Вольфина Камене на углу Староместской площади. В 1360 году к зданию пристроили целый этаж с сохранившимся до сих пор громадным залом для заседаний власти. Готический фасад старого стиля добавляет дому изысканности и мужественности.
Возле основного здания дома высилась башня в 69 метров над землей с уникальной часовней в готическом стиле. Это потрясающая работа каменной мастерской и ее руководителя Петра Парлержа. Этот самый знаменитый пражский строитель, и известен нам такими архитектурными строениями как, к примеру, Собор Святого Вита, Храм Девы Марии, Карлов Мост.
В 1510 году старейшины, для пополнения бюджета города и улучшения пенсионных выплат, открывают под башней Староместской ратуши каменный магазин. Да не один, а целых двадцать один! В них продавались соль и специи. Над магазинами на специальной площадке делают 27 мест для размещения дворян во время публичных казней. Место пользуется популярностью, так как казни – основная забава многих средневековых городов - с завидной частотой устраиваются для разогрева публики и увеличения внимания к торговле в праздничные дни. Даже сам император Фердинанд второй и три чешских мэра часто присутствовали на публичных казнях (в официальных трактатах — с целью надзора за гуманностью).
В 1520 году к ратуше пристраивают роскошный дом с огромным окном в стиле ренессанс с патриотичной надписью «Прага — голова Королевства» (PRAGA CAPUT REGNI).
В 16 веке к городской резиденции пристраивают еще один дом. Так к 19 веку ратуша состояла из 5 разных домов.
Последним самым новым стал дом в стиле ренессанс с богато оформленным граффити и с новомодным названием «У минуты» (Dům U Minuty).
Есть несколько толкований происхождения названия этого дома. Здесь находилась табачная лавка, принадлежавшая представителям рода известного голландского деятеля – Петера Минёйта. Возможно, название дома произошло от этой фамилии. Символичное «имя» могло происходить и от ассортимента лавки. Торговали здесь табаком и всякой мелочью, которая в народе обозначалась словом «minuciozni».
Невооруженным взглядом заметно, что здание ратуши часто подвергалось реконструкции. Самый значимый период в истории архитектурных изменений в Староместской ратуше приходится на первую половину 19 века. Император Фердинанд пятый лично курировал все изменения в здании. Монарх и его приближенный бургграф Хотек полностью утвердили план перестройки при сохранении первозданного вида, но губернатор местности решение по перестройке принял свое. Губернатор назначил главным архитектором по модернизации Староместской ратуши венского специалиста Петра Нобиле. Местные жители были настроены крайне недружелюбно к той идее, что пражскими зданиями будет править венская псевдоготика.
Споры в течение 20 лет разгорались, и все же городские мужи достигли компромисса.
Руководить строительными работами взялся (и закончил в 1848 году перестройку) чешский архитектор Павел Шпренгер. Он дотошно изучил предложения Нобиле и грамотно подошел к построению своей концепции при сохранении южного фасада с изящными курантами, которые первоначально планировали снести.
Но все же башня в центре Праги получилась выбивающимся, чужим строением в стиле венской архитектуры. Во время воздушных налетов во время войны в 1945 году Староместская ратуша из-за своей высоты и привлекательности с воздуха пострадала колоссально. После бомбежки остались только фрагменты стен и фундамента, по которым можно было определить ее первоначальное местонахождение.
Много раз власть проводила архитектурные конкурсы по восстановлению не только самой ратуши, но и сильно пострадавших зданий вокруг нее, но ни одно предложение не было принято и реализовано. Только башня с курантами была возведена заново, а на всей прилегающей территории раскинулся величественный парк.
Конечно, туристов привлекает милая, красивая башня, но с большей охотой и воодушевлением посетители рассматривают Староместские куранты (Астрономические часы Орлой).
Астрономические часы, или как их еще называют «Пражские куранты» представляют собой самый сложный и древний механизм из когда – либо существовавших часов. Часовой механизм в этих курантах был создан часовщиком из Кадани по имени Микулаш еще в далеком 1410 году.
Позже часы подвергались реставрации. Уже известный многим пражский мастер-часовщик Гануш, который по городской легенде-преданию является создателем этих курантов, на самом деле только лишь внес в 1490 году в изобретение Микулаша качественный календарный циферблат. Добавленные намного позже в куранты фигурки 12 апостолов совершали и продолжают совершать свой ежедневный моцион в течение 500 лет.
Часы имеют три составляющие: календарь, представленный циферблатом с медальонами, символизирующими месяцы, астрономические диски, отображающие положение Солнца и Луны на небе и «Аллеи апостолов», заводного механизма с движущимися фигурками апостолов.
Нижняя часть курантов – календарь. Его создал в 1865 году Йозеф Манес, изобразив знаки зодиака и сцены сельских работ, которые согласовывались с ежемесячными активностями работников в поле. Весьма любопытна на этот счет популярная легенда, которую используют экскурсоводы на своих прогулках. Якобы любой, кто коснётся курантов, сойдет с ума или вскоре умрет.
Манеса долго уговаривали не браться за исполнение заказа по росписи «страшных» курантов, принимая на веру легенду, и учитывая смехотворно малое вознаграждение за эту работу. Потомственный живописец Йозеф все же принял заказ в исполнение. Как гласят некоторые сохранившиеся рукописи, последние годы жизни Манеса помнят много физических болей и депрессию мастера, который страдал от безуспешных поисков одной ему понятной желтой розы.
Астрономический циферблат изображает Землю так, как ее представляли сторонники геоцентризма, а центр циферблата обозначает географическое положение Праги. Поверхность циферблата изображает вселенную – день, рассвет, сумерки и ночь. Вокруг сферы движутся три золотых круга, представляющие тропики Рака и Козерога, а также экватор.
Каждый час, когда бьют часы, происходит небольшое представление в традициях средневекового кукольного театра. Фигурки, являющиеся воплощениями человеческих пороков и таких доминант человеческой жизни, как смерть или воздаяние за грехи, начинают шевелиться: скелет дёргает за веревку колокола, ангел поднимает и опускает карающий меч. В окошках часов лики апостолов сменяют друг друга, и в финале кричит петух. Затем слышен бой часов. Множество людей заранее собираются для того, чтобы увидеть это представление.
Чешская столица и до наших дней считает Пражскую ратушу центром общественной и культурной жизни горожан.
Сохранил свой внешний облик с 15 века и зал заседаний местного совета. Остались нетронутые временем и невзгодами скульптура из 1410 года Христа распятого, расписной потолок с балками с 16 века, кафельный камин, 46 цеховых и 12 городских, а так же основной герб города над дверями портала.
Весьма достойны внимания открытые к посещению комнаты на 3-м этаже ратуши. Зал Йиржиков хранит изготовленный в конце 18 века Томашем Сейданом бюст короля Георгия Подебрадского (Йиржи), который был избран к правлению в свое время здесь, в ратуше. Стены названого в честь короля зала усеяны великолепными росписями начала 15 века.
Второй зал Брожиков, занимающий площадь дома в два этажа, как служил, так и служит залом заседаний. Он был назван в честь художника, который специально для ратуши написал крупноформатные полотна на тему жизни и деяний Яна Гуса и Йиржи Подебрадского.
В наши дни каждый желающий за символическую плату имеет право подняться на основную высоту башни (более чем на 70 метров). Фантастический вид Староместской площади, красивейшей площади в мире, и бескрайние просторы запоминающихся пражских крыш из красной черепицы заставят ваше сердце забиться чаще.
В центре всего находится статуя Яна Гуса. Ее возвели 6 июля в 1915 году, по случаю пятисотлетия со дня смерти деятеля. В четырнадцатом – пятнадцатом веках поддержка убеждений Яна Гуса общественностью привела к началу гуситских войн. Статуя воплощает в себе чешское самосознание, хотя изначально против современной направленности стиля скульптуры выступали многие.
Тынский храм или Собор Девы Марии перед Тыном в готическом стиле была возведена в 1365 году. Ранее на его месте располагалась романская церковь. Начиная с 15 века и вплоть до 1620 года, она являлась главной гуситской церковью в Праге.
Величественные шпили Тынского храма возвышаются на целых восемьдесят метров над площадью.
Самые яркие достопримечательности церкви: громадный алтарь в стиле рококо, находящийся у северной стены и прекрасный проход, который украшают сцены Страстей Христовых. Направо от алтаря расположена могила Тихо де Браге, датского астронома, бывшего придворным императора Рудольфа Второго. Потрясающее звучание имеют Трубы органа собора Девы Марии перед Тыном, впечатление от многоголосья, издаваемого трубами сравнимо с нахождением в концертном зале.
Могила Тихо де Браге
Церковь святого Микулаша (Николая) (Старе-Место)
Церковь святого Микулаша, Церковь святого Николая (чеш. Kostel sv. Mikuláše) — храм на Староместской площади в Праге, монументальное религиозное сооружение, в настоящее время — главный храм Чехословацкой гуситской церкви.
Нынешняя церковь стоит на месте одного из самых древних религиозных сооружений города, упоминаемого с 1273 года. Церковь неоднократно перестраивалась, последний раз в 1732—1737 годах по проекту архитектора Килиана Динценхофера. Антонин Браун — автор статуй у главного портала, а баварец Петер Азам — автор фресок. В позолоченом интерьере — орган с фигурами ангелов в золочёных драпри, витражи с изображениями святого Вацлава и святого Николая.
Главным украшением служит большая хрустальная люстра, подаренная русским императором этому храму, который в 1870—1914 годах арендовался Русской православной церковью. Люстра была изготовлена на знаменитой Гарраховской стекольной мануфактуре и выполнена в форме императорской короны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий